К комитете Госдумы РФ прошел круглый стол
В Комитете по энергетике Государственной Думы РФ прошел круглый стол на тему: «Практика правоприменения модели «альтернативной котельной»: проблемы и пути решения».
В работе круглого стола принял участие генеральный директор АКТС Василий Поливанов.
Участники мероприятия отметили, что в последние годы централизованное теплоснабжение в РФ столкнулось с рядом серьезных вызовов, к числу которых следует отнести:
- размытость системы ответственности между органами местного самоуправления, органами государственности власти субъектов Российской Федерации, многочисленными владельцами тепловых сетей и источников тепла, управляющими компаниями, отсутствие единого хозяйствующего субъекта, на которого была бы возложена вся полнота ответственности
за состояние и развитие технологической инфраструктуры, качество и надежность теплоснабжения потребителей;
- неэффективность действующей системы тарифного регулирования
в сфере теплоснабжения, основанной на затратных принципах ценообразования,
Совокупность указанных факторов обусловило необходимость принятия кардинальных изменений в организации рынков тепловой энергии, которые заключаются в либерализации рынков энергетических ресурсов, предполагающей расширение сферы ответственности частного бизнеса, снижении административного давления на участников рынка, отказе от жесткого тарифного регулирования, задействовании механизмов конкуренции, обеспечении возможности построения гибких взаимовыгодных отношений между поставщиками и потребителями тепловой энергии, что и стало возможным после вступления в силу законодательных норм
об «альтернативной котельной», определивших возможность перехода муниципальных образований в ценовые зоны теплоснабжения.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 17 февраля 2022 года по итогам совещания по вопросам прохождения осенне-зимнего отопительного периода, состоявшегося 29 декабря 2021 года, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано рассмотреть вопрос о необходимости внедрения рынка тепловой энергии («альтернативной котельной») в городах с высоким уровнем износа объектов теплоснабжения (срок эксплуатации их основного оборудования превышает 25 лет и (или) объем ветхих тепловых сетей составляет более 30 процентов) в качестве приоритетного метода ценообразования в сфере теплоснабжения, при условии, что использование указанной целевой модели обеспечит возврат инвестиций в срок не более чем в течение 10 лет.
По состоянию на 01.02.2023 г к ценовым зонам теплоснабжения отнесены 36 муниципальных образований в 18 регионах.
Инициаторами перехода в ценовые зоны теплоснабжения являются на данный момент 6 энергетических компаний, лидеры среди которых – ПАО «Т Плюс» (18 ценовых зон теплоснабжения) и ООО «Сибирская генерирующая компания» (12 ценовых зон теплоснабжения), на долю которых приходится более 96% инвестиций в ценовых зонах теплоснабжения.
В ценовой зоне теплоснабжения сегодня работают как крупные города (в том числе, 4 города с населением более 1 млн. чел. – Самара, Красноярск, Пермь, Новосибирск), так и совсем небольшие муниципальные образования.
Опыт действующих ценовых зон теплоснабжения подтверждает,
что ЕТО конструктивно взаимодействуют с органами местного самоуправления при формировании ценовой политики для потребителей и успешно применяют механизмы сглаживания цен: в большинстве из которых предусматривается непревышение ежегодных темпов роста цены на тепловую энергию - уровень инфляции плюс 2–3%.
Долгосрочные цели перехода на метод «альтернативной котельной» заданы Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, Количество регионов, внедривших модель «альтернативной котельной» хотя бы в одном поселении, должно увеличиться до 35 регионов к 2024 году и 65 регионов к 2035 году.
По итогам проведенного Комитетом круглого стола, в 2023г удвоения темпов перехода на новую модель, достигнутых в 2020-2021гг, ожидать не следует. При этом также прозвучало предложение - прежде чем дальше внедрять и двигать «альтернативную котельную», нужно оценить её эффекты на горизонте 5+ лет.